
15. Что мы знаем о грифонах?
автор статьи — Каронел
Данные скомпилированы из книг "Последний полёта" и "Мир Тедаса" с исправлениями,
которых требует минимальное соотношение магического мира с логикой и физикой.
• Размеры и внешний вид: взрослый грифон-самец достигает 3.5-4 метров длины от клюва до основания хвоста (для сравнения, лошадь имеет длину в ~2.5 метра) и веса около 1000 кг, самки лишь немногим меньше. Их тела жилистые, мускулистые, а размах крыльев составляет 10-12 метров. Рост грифона в холке — от 2.3 до 2.8 метра.
Цвет перьев и шерсти преимущественно однородный или с легким узором, всех градаций серого. Белоснежная или чисто чёрная масть встречаются значительно реже, но не исключительны, а вот пятнистая или тигровая окраска для грифонов нестандартна. Перья могут иметь голубоватый (у светлых) или зеленоватый (у тёмных грифонов) отблеск. По мере старения грифоны седеют и оперение их выцветает, теряет свой лоск.
В годы Четвертого Мора встречались грифоны с бронзовыми и бурыми окрасами, однако неизвестно, проявятся ли эти цвета в генах нынешнего поколения. Грифонята в найденной кладке были в основном цветов дыма и угля, некоторые — светлые, как утренний туман, один чернильно-чёрный и один пятнистый.
Глаза грифонов янтарного или золотистого цвета. На головах их чуткие и мягкие торчащие уши с кисточками, хвост похож на львиный, с клином рулевых перьев в основании. Орлиные передние лапы снабжены огромными крепкими когтями, способными одним ударом смять, как бумагу, даже самую прочную броню. Задние львиные лапы едва ли менее опасны.
• Продолжительность жизни грифона — 25-30 лет, отдельные долгожители могут дотянуть и до 40. Взрослыми и способными нести всадников считаются грифоны старше трёх лет. Срок активной боевой службы составляет в среднем 15 лет. В возрасте ~20-25 лет грифонов обычно отправляют "на пенсию" — ухудшение их лётных качеств и остроты зрения начнёт сказываться на результатах.
• Характер: сложный. Грифоны горды, умны, темпераментны и норовисты. Они не скупятся на эмоции. Реактивные, шумные, подвижные, их легко спровоцировать. Раздражаются и агрессивно шипят на всё, что им не по нраву. Это предельно территориальные животные, одиночки, к их содержанию в едином пространстве приходится подходить с особой тщательностью, чтобы не допускать драк. Взрослые грифоны склонны соперничать, ссориться и цапаться друг с другом; в лучшем случае они терпеливо друг друга игнорируют.
Незнакомого или недостаточно осторожного человека они могут серьезно ранить, по своим причинам оскорбившись его поведением, поэтому практически весь уход за грифонами ложится на плечи их всадников — с этими зверями надлежит обращаться с уважением, вниманием и осторожностью. Особенно грифоны любят, когда их тщательно вычёсывают, чистят и чешут, нередко прямо требуют этого от всадников и могут сбросить со своей спины или ушибить в полёте об дерево того, кто ленится за ними ухаживать или делает это плохо. Довольные грифоны урчат, словно большие кошки.
Союз между всадником и грифоном заключается на основе обоюдной симпатии и выбора. Существуют методики подбора и формирования таких пар, но последнее слово всегда за грифоном — примет он предложенного всадника или нет. Не все пары складываются идеально, отношения между грифоном и всадником могут потребовать тщательной проработки и времени притирки. В спокойное время тренировка сформировавшейся пары занимает от нескольких месяцев до полугода.
Не все грифоны ориентированы на союзы со всадниками, некоторые могут не демонстрировать никаких предпочтений в выборе компаньона и одинаково прохладно взаимодействовать со всеми. Пока грифон никого себе не выбрал, он может служить на разовых перелетах, например, при доставке почты и сообщений. Если всадник гибнет, грифон, как правило, в течение нескольких месяцев приходит в себя достаточной степени, чтобы суметь сформировать новую связь. Однако, пока всадник жив, грифон может и будет проявлять чудеса самоотверженности ради его спасения. Всадник, как правило, отвечает взаимностью — сформировавшаяся, вызревшая связь с грифоном обоюдна и крепка.
Легендарна не только боевая ярость грифонов, но и их кровная ненависть к порождениям тьмы. Серые Стражи, над которыми навис Зов, часто бывают встречены грифонами с большим подозрением из-за количества скверны в их крови — впрочем, “своих” Стражей они прощают и терпят. Сами грифоны не могут пройти Посвящение, поскольку их ненависть к скверне настолько велика, что эти звери скорее предпочтут убить себя, нежели мириться со скверной в крови. Заразившись скверной, грифон угасает стремительно, теряя всякое желание жить.
• Скорость передвижения. Минимальная скорость грифона в воздухе 12-15 км/ч, примерно наравне с быстро рысящей лошадью. Нормальная — порядка 50-60 км/ч, а скоростные грифоны или выкладывающиеся на полную силу могут на короткое время разогнаться и до ста (при наличии легкого и умелого всадника без дополнительной поклажи). На нормальной для себя скорости грифон, сменяя полёт на парение, может находиться в воздухе практически весь световой день.
Встречный ветер во время полёта требует от всадника определенного защитного обмундирования — в частности, защиты лица и зрения. Кроме того, всадник грифона должен быть надёжно пристёгнут к седлу.
Ветер и непогода, особенно над морями, может стать существенным препятствием для полета. Хотя грифон может подняться за облака, чтобы обезопасить себя от стихии, полёт над облаками не может быть долгим, потому что и грифону, и всаднику будет не только холодно, но и недостаточно кислорода для дыхания.
Способности к набору скорости и маневрированию в полете у каждого грифона разные, встречаются как очень одаренные, так и сравнительно неповоротливые особи.
• Размножение и развитие: самка грифона вынашивает яйца около 7 месяцев, после чего высиживает их ещё около трёх. Скорлупа грифоньих яиц способна накапливать тепло, что позволяет самке временами покидать кладку, чтобы охотиться. Вылупившиеся грифонята размером с некрупных кошек и покрыты пухом. Они быстро растут и оперяются, в возрасте трёх-четырёх месяцев достигают размера небольшой собаки (35-40 см в холке, 30-35 кг) и начинают активно перепархивать с места на место. К году молодые грифоны уже размером с мабари (60-70 см в холке, 90-120 кг), способны сами летать и охотиться. К двум они достигают размеров молодых лошадей (около 300-350 килограмм и 1,5-1,6 метра в холке), а в три года становятся совсем внушительными, достигая веса в 700 килограмм и роста около двух метров. Полностью грифон матереет и прекращает расти к возрасту в 5 лет.
• Содержание: живя с человеком, грифонам приходится мириться с недостатком территории, сокращенной до одиночных денников, и присутствием множества других грифонов. Конфликты между грифонами случаются реже, если уважать их любовь к пространству и физическую нужду в нём.
Хороший денник для грифона имеет размер не менее 15 метров шириной и длиной, чтобы зверь мог расправить крылья. Привязывать и запирать грифонов — кощунство, они не пугливые стадные травоядные с инстинктом к бегству; эти своенравные хищники предпочитают максимум времени проводить на свободе, на крепостных стенах, крышах и вершинах башен — везде, где они могут подставить крылья греющему солнцу и подремать на легком ветру.
Денники грифонов стараются располагать на высоте, в специальных башнях или на скалах. Задняя стенка денника обычно отсутствует или открывается, чтобы грифон мог свободно покидать своё лежбище и возвращаться в него, когда необходимо. Однако с боков денники должны быть плотно изолированы один от одного, чтобы свести контакт грифонов друг с другом к минимуму.
Внутри денник устилают соломой, из которой грифоны вьют себе гнезда для ночлежек. Солому регулярно вычищать и обновлять, поскольку грифоны часто таскают в денники остатки своих трапез и не слишком-то чистоплотны в поведении. Вдобавок, самцы-грифоны регулярно устраивают настоящие соревнования за влияние, наперебой метя самые высокие участки своих башен… да и не только башен. Должна быть в деннике и бадья с водой, максимально защищенная от возможности кидать туда солому и кости или полоскать еду. Учитывая сложность этого — воду приходится часто менять.
Грифонам необходимы также “охотничьи угодья” — просторный огороженный участок земли или ниша, куда выпускают коз и овец. Кормить грифонов стараются по очереди, отдельно друг от друга, иначе драки, опять же, неизбежны.
За перьями и шерстью грифонов необходимо ухаживать после каждого перелёта — чистить от пыли, смазывать специальными маслами, укрепляющими и защищающими их покровы. Подобный уход считается одной из главных, если не самой главной причиной их сотрудничества с человеком: грифоны искренне наслаждаются процессом почесывания и удаления паразитов — а друг другу они эту услугу, по всей очевидности, не оказывают.
Отдельные заметки:
♦ Взрослому грифону в сутки необходимо съедать не меньше одной крупной козы, то есть 20-30 килограмм мяса. Это минимальный рацион, сам грифон с удовольствием съест две, а при возможности и три. Правда, после трёх он вряд ли захочет в ближайшие пару дней подниматься в полёт.
♦ Шипением грифоны выражают разные оттенки отношения: от одобрения до возмущения и резкого негатива. Кричат грифоны по-птичьи, пронзительно и звонко. При всём своём достоинстве, это довольно шумные звери, не привыкшие прятаться. Кроме того, они рычат, фыркают, щелкают, всхрапывают, воркуют, посвистывают и, конечно же, мягко урчат, когда им уютно и спокойно.
♦ Грифонам присущ мускусный “кошачий” запах хищников. Очень стойкий и характерный.
♦ Сила взрослого крупного грифона позволяет ему без труда носить на своей спине двух всадников в латах (порядка 200 килограмм) и даже сражаться под этим весом.
♦ Поскольку кровь порождений заразна, тренировки грифонов включают в себя натаскивание на запрет кусаться, а на самых упрямых и яростных даже надевают намордники в бою.
♦ Имена грифонов гравируются на нагрудных пластинах их боевой упряжи.
♦ Традиционные команды в управлении грифонами: “Вверх” и “Вниз”. Есть также команда “Гони”, указывающая грифону охотиться и преследовать указанную цель. (“Lift.” “Land.” “Hunt.”)
♦ По некоторым наблюдениям, у грифонов есть склонность "зеркалить" отношения своих всадников, особенно их сильные чувства друг к другу, будь то любовь или ненависть.